Delphy (sviet) wrote,
Delphy
sviet

Categories:

Воспитание мальчиков (продолжение) Посмотрим, что получится, если делать наоборот?

Лучший способ понять суть явления, это посмотреть, что будет, если рассмотреть прямо противоположный вариант. Итак, что если мы пойдем от противного и будем следовать этим советам прямо наоборот?

1. Не делайте из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины – те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Попробуем сделать из него настоящего мужчину.
Первый вопрос: каков образ "настоящего мужчины" в нашем представлении? Например, "герой" с сильным характером? Образ героического деда, "прошедшего всю войну"? Удачи нам, если наш ребенок - Есенин или Достоевский. Мы сделаем из его жизни катастрофу. На самом деле, мы будем пытаться сделать из ребенка свою идеализацию - какой бы она ни была. Как и любые попытки навязать ребенку свои представления, это путь к внутреннему конфликту в его душе. Суметь сделать это с учетом его индивидуальности - это филигранная, сложнейшая работа, которая по силам только специалисту. В противном случае, ребенок под влиянием отцовской директивы будет всю жизнь гоняться за недостижимыми фантомами, тратя на это всю свою энергию, остро переживая свою мужскую некачественность. Нетрудно представить, что будет в его личной жизни, в профессиональной судьбе, в субъективном пространстве,

2. Не воспитывайте из него воина и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Да, давайте воспитаем из него война и защитника. Отправим его в армию, потом - в чечню или куда-нибудь еще, где сегодня куют патриотов. Ведь тут нужно идти до конца, верно? Он вернется оттуда, ведь правда? Вернется. Немного контуженным, пережившим дедовщину. необъявленную войну - опыт, который никому не пожелаешь. Он вернется немного не в себе, но это ничего. Главное, он защитник отечества. Отечества, которое искренне ненавидит государство, ведущее его за собой. Он вернется, обладая умениями, которые позволили ему выжить в этой мясорубке из лжи, двойных стандартов, феноменальной жестокости и тотальной коррупции. И вряд ли у него будет шанс вернуться в нормальную жизнь в полной мере. Призраки, окружающие нашего защитника не оставят его в покое. Воспитывать из него война и защитника - завет предков, которые пережили отечественную войну. Кто может с этим поспорить? Они видели, они знают. Их правда очевидна. Однако есть другая реальность, в которой мы сегодня живем. Эта реальность современного мира, где защитники - профессионально обученные специалисты с высшим образованием, работающие по контракту, а не переломанные дедовщиной и псевдоинтернационализмом мальчики, ставшие в протоколах нынешних будней особой строкой - сухой и драматичной, как выстрел: "вернувшиеся из горячих точек".

3. Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть не половина видов животных занесена в Красную книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Пусть он лучше будет экологом, защитником природы и всех тех, кто нуждается в помощи.

Сказано не без иронии. Но надо признать правду: скелеты в шкафу по-прежнему донимают нас своими костями. Мы все еще подсознательно тренируем себя выживать в любых условиях. Догнать и убить - стародавняя языческая забава сегодня вряд ли предмет для изучения и отработки. Добыть и притащить - достойно женского восхищения, неправда ли? Урвать и оказаться самым хитромудрым - национальный отечественный спорт нашей культуры. Ничто не возбуждает умы наших соотечественников, как способность наебать соседа и оказаться первым на раздаче. Весь мир смотрит с ужасом на менталитет нашей нации - кондовый и беспощадный, как русский бунт, признающий только превосходящую силу, да и то - до поры до времени. Воспитайте его охотником и вероятность, что его подстрелит кто-то другой возрастет в разы. Все дело в том, что особенности охоты сильно изменились с того момента, когда вы в этом разбирались. У них будет другая жизнь, в другом мире, полном высоких технологий, где интеллект, математика и интуиция приобретут совершенно иное, недоступное нашему пониманию, значение. Поэтому, наша попытка насадить устаревшую школу, скорее бессмысленна и работает на торможение, а не способствует прогрессу.

4. Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой» его обязательно и жестко, даже вопреки вашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.

Попробуем научить его отличаться. Он легко приобретет те самые навыки, от которых шарахаются современные девушки. Все эти отличия скорее защищают его от способности быть нежным и чувственным, тонким и понимающим, душевным и добрым по-настоящему. Мы хотим, чтобы он всю первую половину жизни потратил на то, чтобы разучиться тому, чему мы его научили.

5. Не учите мальчика, по примеру благородных рыцарей и гнусных насильников, относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и твоих ролей и особенностей.

Давайте научим его относиться к женщине с позиции силы, давайте. Обломавшись на первой, уважающей себя женщине, он будет довольствоваться теми, кто послабее, но всегда будет стремиться к тому, чтобы кто-то его победил. А если такое и случится, то он-таки будет ведомым в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

6. Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь мальчику стать самим собой.

Да, как-то так получается, что собственный образ и подобие обычно вызывает сомнения по мере воплощения в другом. Давайте попробуем сделать его не самим собой? Удачи нам, и соболезнования ему, бедолаге. Совет помочь ему стать самим собой я бы еще дополнил - не мешать ему им становиться.

7. Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти - помочь мальчику выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Ну тут все соответствует предыдущему пункту.

8. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он к сыну относится.

Да, попробуем из себя что-нибудь изображать. Ребенок, видя, что родитель "гонит", будет четко ощущать, что он сам сильнее. Он будет понимать, что родитель пытается что-то из него "выкрутить", но не вполне уверен в своей задаче. Вряд ли из этого что-нибудь получится путное - детей обмануть, как правило, не удается.

9. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» - не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Давайте поверим и создадим полную семью - для ребенка. А сами будем терпеть своего партнера только для того, чтобы семья была полной. Знакомая песня? Удачи нам. В неполных семьях вырастают неполноценные дети, если тот родитель, с которым живет ребенок, постоянно твердит о том, что другой родитель - свинья. Вот тогда ребенок точно вырастет неполноценным, и неважно, девочка это или мальчик.

10. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать – это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье. А стопроцентную гарантию от всех неприятностей, если верить старой рекламе, дает только страховой полис.

Да, заменив сыну общество сверстников, мы получим ребенка, остро конфликтующего с со всеми, кто не вписывается в профиль его родителей. Селективность в общении, установка стандартов и деление на своих и чужих - хороший способ осложнить первую половину жизни ребенка с гарантией серьезных конфликтов.

11. Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Да. давайте будем все запрещать, что только можно. Привычка к запретам создаст нерешительность и неспособность принимать самостоятельные решения. Кроме того, любая инициатива сперва будет подсознательно согласовываться с "голосом отца", звучащим в голове мальчика.

12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Применяйте телесные наказания, применяйте. Однажды он развернется и швырнет в вас стулом, хорошо, если не попадет. На этом эпоха телесных наказаний закончится. Как вы после этого будете отстаивать свой авторитет?
И главное, не забывайте - наказание - это результат конфликта между вашими представлениями и волей ребенка. Может быть, что-то в консерватории не так?

13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь - с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Да, давайте навяжем ему профессию. Пусть он будет экономистом, ненавидящим свою работу. Отличная судьба, благополучная жизнь.

14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка) , сегодня неприемлемы и неэффективны.

Давайте попробуем опираться на опыт предков. Внушим ребенку, например, основы социалистической морали, представления о справедливости, о семье и нормах тех времен. Представьте себе, как он будет спорить об этом со сверстниками и как будет выглядеть в их глазах? Как он будет переживать это внутри? Кто будет его единомышленниками, друзьями?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments