Delphy (sviet) wrote,
Delphy
sviet

Categories:

Максимальная ответственность за поступки, мысли и мотивы...

О, это здорово, когда живешь по принципу максимальной ответственности за поступки, мысли и мотивы. Однако, здесь есть одно очень радикальное "но", которое может увести нас в пространство глубокого несчастья.

Что такое ответственность?
В ней два основополагающих сегмента: первый - это свод правил, представлений, принципов, убеждений, иногда - верований, на основании которых, мы оцениваем свое поведение, поведение других, вообще описываем окружающее. Второй - действия и выводы, на основании этих оценок и описаний.

В основном, когда мы говорим "ответственность", мы имеем в виду второй сегмент. Этот второй сегмент выражается в наших поступках, выводах и внутреннем диалоге, который ассциирован с любым наблюдаемым нами событием или явлением.

Однако, вся беда в том, что свод правил, принципов и убеждений, на основании которых работает второй сегмент, достаются нам по умолчанию в раннем детстве. Когда нам еще год или два, когда только формируется способность вербально-логического аппарата, наши родители, в первую очередь мать, начинают нас обучать этим правилам и формируют наши убеждения. В этот момент мы - воплощенная восприимчивость. Весь мир заключается в этих словах и состояниях, которые звучат или создаются нашими родителями. Мы впитываем их, как губка, мы верим искренне и со всей силой маленького существа в их правдивость. И они становятся для нас абсолютной истиной, поскольку эта истина впитана с любовью, верой, с абсолютной божественной силой маленького ребенка.

Это обучение может заключаться не только в словах - мы можем наблюдать то, что делают наши родители, своим поведением демонстрируя нам модели поведения, которые мы воспринимаем , как норму. Мы не в состоянии оценивать их как-либо, когда нам год или два, мы воспринимаем их аутентично, как мир, который таков, каким мы его видим. Нет еще никаких "хорошо или плохо", есть только самое родное и близкое, что есть, мама и (или) папа. И они делают "Так". И "Так" - это норма, потому что родители так делают. Мы не замечаем формирования этих норм, но они лежат в основе нашей картины мира, представлений о семье, отношениях, жизни, доброте, правде, порядочности и вообще - всего того, что "хорошо или плохо". И только потом мы попадаем в среду, где мы можем получить альтернативную информацию. Но она уже ляжет ПОВЕРХ той, которая загружена семьей и родителями, и в минимальной степени на нее повлияет. Поскольку норма, правда и правила уже там записаны, на самой глубине детского сознания и подсознания. И если альтернативная информация противоречит первичной, у человечка начинается внутренний конфликт длиною в несколько жизней - как его, так и его детей.

Далее, когда ребенок становится подростком, в нем уже есть представления об ответственности, заданные этими нормами, и уже присутствуют конфликты, которые управляют его видением мира. Его поступки и убеждения в этот период могут сильно противоречить той реальности, с которой он сталкивается.

Далее, он становится взрослым, но по-прежнему зависит от того, что знает, от того, что прописано в его картине мира. Если при этом, он живет по принципу максимальной ответственности за свои поступки, он все равно опирается на то, что для него норма, правило, истина. А эти нормы, правила и истины могут быть ЛЮБЫМИ. И это делает его жизнь и судьбу абсолютно уязвимым, абсолютно зависимым от того, что прописано в его картине мира.

Естественный вопрос - может ли быть у человека "правильная" картина мира? Ответ - нет. Поскольку она не может быть "объективно правильной", поскольку ее правильность всегда будет оцениваться кем-то субъективно, на основании чьих-то представлений, пусть авторитетных или, например, древних, но чьих-то. Потому и существуют религиозные мировоззрения - они являются ничем иным, как попыткой создать "правильную" картину мира для общества, создать ответственность за "правильные" вещи, имеющие выраженный социальный фокус, в надежде, что это приведет его к порядку и гармонии. Но пока что последние 2 тыс лет не очень получается.

Поэтому "ответственность" - это замечательный социальный термин, который с точки зрения общества крайне необходим, ибо создает ему иллюзию безопасности и порядка. Мы начинаем войны из ответственности. Мы их прекращаем из ответственности. Мы убиваем кого-нибудь из ответственности и спасаем его из ответственности. Мы сажаем его в тюрьму и освобождаем его из тюрьмы - тоже из ответственности. Мы поворачиваем реки вспять - опять из ответственности. Возвращаем их обратно - тоже осознавая ответственность за свои поступки. Мы загрязняем природу - из ответственности. Мы ее пытаемся спасти - тоже из ответственности. Однако, как мы знаем, все это в значительной мере иллюзия, и главное, "ответственность", как социальный термин, никогда не ведет человека к состоянию субъективного счастья. Она наполняет нашу бабушку или маму гордостью за нас, точнее за себя, что они нас "хорошо научили". Но потом они нас отпускают, оставляют одних, и мы начинаем расхлебывать свою ответственность. Отвечаем за ответственность, ага.

Еще хорошо понимать, что мы не помогаем ближнему из-за осознания своей ответственности. Мы не спасаем ребенка из-за осознания своей ответственности. Мы не переводим старушку через дорогу из-за осознания своей ответственности. Мы делаем это совершенно по другим мотивам - потому, что ХОТИМ это сделать. А хотим мы это сделать потому, что мы добры, любим, оберегаем тех, кто в нас нуждается, в нас есть любовь, сострадание, вера. И если мы НЕ ХОТИМ это сделать, т.е. делаем "из-под палки", то любая ответственность, будучи воплощена в жизнь, скорее вредит, нежели служит своей социальной цели - и старушку мы переведем не туда, и кого-нибудь обяжем (из соображений собственной ответственности) о ней позаботиться дальше, и детей научим тому, что им совершенно не нужно, и требовать от них будем того, чего они не могут дать.

Т.е. "ответственность" в форме результата умственного анализа, опирающегося на представления картины мира, штука очень опасная, ибо зависит от картины мира, а она, повторяю, может быть любой. Гитлер, Ленин и Сталин тоже были ответственны за судьбы наций. Главы инквизиции и создатели ядерных бомб - тоже. Ибо ответственность придумана людьми, а все, что ими придумано, весьма противоречиво, когда пропускается сквозь субъективный опыт или воплощается в исторической перспективе.

Возникает вопрос - что же делать? Культивировать безответственность, насаждать хаос и социальную беспардонность? О, нет, конечно, совершенно ясно, что это абсурд и бессмыслица, ответственность и социальные механизмы существуют для того, чтобы содержать мир в порядке, они возникли стихийно (?), как форма выживания социума. Не наше дело говорить о том, что делать. Мы не ленин человеческих душ, чтобы совершать революцию в сознании, и нести за это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Кто может взять на себя смелость И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ говорить людям, как им надо жить? Я - точно не могу и никогда этого делать не буду.

Однако, я могу принять для себя очень важную вещь. Моя картина мира в подавляющей своей части заимствована. Она изначально - не моя, а чья-то. Я возможно привнес в нее что-то свое на протяжении своей жизни, однако она все равно изначально не моя, я должен это понимать. А если она не моя, то мне должно быть ясно, что я живу НЕ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, по крайней мере первую ее треть. Посмотрите, где больше всего проблем в вашей жизни? И задайте себе вопрос - какими правилами и убеждениями регламентируется эта область жизни? Вы сразу увидите - там больше всего заимствований.

И все это не может не влиять на последствия моих попыток отвечать за поступки, мысли и мотивы. Поскольку отвечать я буду перед ТЕМИ, кто создал во мне эту картину мира.

А эти ТЕ, перед которыми я собираюсь отвечать, вовсе не обязательно готовы принять и оценить мою эту "ответственность", поскольку они очень нередко вовсе и не осознают ЧЕМУ на самом деле меня научили своим примером, своими словами, своей жизнью. И ни слова одобрения за мою "ответственность", вернее, за отчаянные попытки моего внутреннего ребенка быть хорошим, я не услышу. Никто не оценит меня, как "правильного" и "ответственного". У них, у ТЕХ, всегда будут разные "Но", которые уничтожат всю добросовестно выстроенную мною башню своей социальной "правильности".

Но я буду думать, что недостаточно поработал, что надо учесть и стать лучше, надо еще больше работать, еще больше думать, еще, еще, еще... Я научу этому своих детей, буду их грызть за несоответствие, бороться за чувство своей качественности, как матери или отца. Потом, однажды, найду себя на лавочке перед подъездом, опирающимся на палку, смотрящим вслед молодым, которые нифига ответственности не осознают, и чего-то так счастливо шлепают по лужам... И буду думать, что вот поживут они с мое и поймут, как все непросто... и тогда, тоже будут грызть сначала себя, потом своих детей, а потом сидеть, как я, на лавочке.

Другими словами, я пойму, что опираться всей тяжестью своей ответственности на свою картину мира - дело крайне рискованное. Жизнь наша проходит в ожидании завтра, нам кажется, что завтра все будет так, как надо, лучше, правильнее. Но она проходит, становится ясно, что завтра ничего нового не будет, и тогда мы понимаем, что она прошла в погоне за "завтра", за "ценностями", за "правильностью", за исправлениями других, за исправлением себя, за мифом, который куда-то ускользнул на пути.

А вот как выйти из этого положения я всем, кому интересно, расскажу на следующем, 19-м цикле лекций, который начинается 15-го сентября в 19-30, еще можно присоединиться, пишите на почту. 79007@mail.ru
Tags: ответственность за поступки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments